Из глубины веков. Массаж

 Массаж - одно из самых древних гигиенических и лечебных средств. Ему много веков, даже тысячелетий, но и до нашего времени он не утратил своей ценности. В чем же секрет долголетия массажа? По-видимому, в его простоте и естественности. Ведь когда мы гладим человека, лаская, успокаивая или поощряя его, то используем простейший массажный прием, который так и называется  - «поглаживание».

 «Массаж» -  слово французское. Происходит оно от глагола «растирать», который, в свою очередь, заимствован из арабского языка: по-арабски «масс» означает «касаться, нежно надавливать». Существуют, правда, и другие предположения о происхождении этого слова. И по звучанию, и по смыслу «массажу» близки, например, греческое «массо» (сжимать руками), латинское «масса» (прикасающее к пальцам), древнееврейское «машень» (ощупывать). Но наиболее точно суть дела отражает греческий вариант.

Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже «Конг-Фу» появилась в Китае в 2698 году до нашей эры, однако множество других источников свидетельствуют о том, что массаж использовался с незапамятных времен практически во всех уголках земли.

Техника и методика древнего китайского массажа применяются и сейчас. Вот что писал о нем французский физиолог Дюжарден-Бомец, изучавший «Конг-Фу»: «Становясь на исключительно научную почву в вопросе о массаже, я могу сообщить, что самое точное описание массажа вы найдете в китайской книге «Конг-Фу». Уже в те далекие века во всех провинциях Китая имелись врачебно-гимнастические школы, где врачи приобретали необходимые познания в массаже и куда отовсюду съезжались больные, которых там лечили массажем и движениями. Самая знаменитая школа находилась в Кан-Фан, а ее «директор» носил титул «небесного врача». Китайские лекари рекомендовали массаж при самых различных недугах, а старикам советовали таким путем продлевать годы жизни и даже возвращать молодость.

Очень развит и популярен был массаж в Древней Индии. Особенно усердно занимались им брамины жрецы храмов. Применяемое ими лечение с помощью массажа вызывало не только восхищение, но и суеверный страх. Священная каста браминов пользовалась всеобщим почетом, перед ними преклонялись как перед божествами, а исцеление после лечения у них приписывалось всевышнему. Делали они массаж так. Больной или утомленный физической работой ложился на длинный низкий диван. Массажист захватывал его тело двумя руками, делая то в одном, то в другом месте движения, будто месит тесто. Потом он похлопывал мышцы ладонями и краем кисти, после чего массируемого опрыскивали благовониями и делали различные движения в суставах.

Директор института в Дели Диренндры Брамачар, рассказывал: «Йоги давно интересуются тайнами массажа. Но очень сложно подойти к нему с позиции науки, потому что лучшие специалисты по массажу живут в разных городах и массаж не имеет единого направления. В каждой провинции он выполняется по-своему, хотя и с большим искусством. У меня в институте его преподает один из старейших специалистов йоги, и у него тоже имеется своя система, которая не применяется ни в одной из провинций Индии. Кроме того, многие секреты массажа держатся в тайне и передаются только по наследству — от деда к отцу, от отца к сыну. Обучение этому ремеслу (или искусству?) начинается с малолетства, а годам к двадцати пяти уже заканчивается. На первом этапе мальчика обучают делать массаж только при одной болезни, учат определять, в какое время дня и какое место следует растирать. На втором этапе учат, как залечивать рану, какие применять при этом снадобья, травы. Несмотря на то, что секреты массажа тщательно оберегаются от посторонних кастой, к которой принадлежит массажист, случаев, когда пострадавшему отказывают в помощи, если он и не принадлежит к этой касте, не бывает.

И все же интерес к массажу с научной точки зрения у нас с каждым днем возрастает. Я считаю, что массаж йогам крайне необходим, как перед упражнениями, так и после них».

Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. В цейлонской летописи «Махавамса», ведущей изложение истории страны с VI века до нашей эры, упоминается о массаже, применяемом с целью избавления от различных недугов. Дошедшие до нас письмена древних инду¬сов рассказывают, что в 1000 году до нашей эры на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучали массажу.

Хорошо был известен массаж и в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют надписи на пирамидах, сохранившиеся до наших дней папирусы с изображением занимающихся массажем людей. Эти изображения выглядят, как учебная иллюстрация: ясно видны типичные массажные приемы - разминание плеча, поглаживание икроножной мышцы, растирание стопы, поколачивание на спине и ягодицах.

Из Египта массаж вместе с умащиванием тела маслом и мазями и широким использованием бани пришел в Древнюю Грецию - колыбель европейской цивилизации. Как известно, Древней Греции, родине Олимпийских игр, принадлежит огромная роль в истории развития физического воспитания. Физическая одаренность ценилась здесь превыше всего. Вспомните строки из «Одиссеи»: «Ничто не дает столь великой славы, как легкие ноги и крепкие мышцы».

Греки первыми начали широко применять массаж при различных видах физических упражнений. Искусство массажа было широко распространено среди всего населения. В системе физического воспитания, которое начиналось для мальчиков с семилетнего возраста и последовательно усложнялось, помимо упражнений применялись купание, обливание тела водой, растирание его маслом, обсыпание песком и, наконец, массаж.

Римский историк Курций, исследовавший общественное устройство Древней Греции, писал: «В то время как умственное образование юношества предоставлено было родителям, общественные гимнасии заботились о телесном развитии, потому что, с точки зрения общественного блага, самой важной целью воспитания было взрастить для государства новое поколение, состоящее из сильных, красивых, смелых и ловких юношей».

Древние греки первыми начали применять массаж в спорте. Перед состязанием спортсмены отдавали себя в руки педотрибов (тренеров), которые их купали, натирали, массировали, смазывали и втирали им в кожу мельчайший песок, привозившийся с берегов Нила.

О физиологическом влиянии массажа, и особенно о его практическом применении в спорте, говорили и писали знаменитые древнегреческие врачи Демокрит, Геродикос, Гиппократ. Чудодейственное влияние массажа нашло отражение в творениях великих поэтов Эллады — Гомера, Пиндара. Они рассказывали, как прекрасные женщины растирали тела героев, утомленных жарким боем или состязанием, чтобы возвратить им силы. На вазах и предметах повседневного обихода, найденных археологами, сохранились многочисленные изображения людей во время обливаний, растираний, массажа.

Массаж использовался у древних греков не только как один из способов укрепления здоровья, но и как средство лечения заболеваний. Древнегреческий врач Геродикос первым попытался обосновать физиологическое влияние массажа на организм человека. Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь регулярно занимался гимнастикой и ежедневно массировался. Его ученик Гиппократ, которого называют отцом медицины, продолжил изучение действия массажа и с успехом применял его в своей практике при лечении самых различных недугов. Он писал, например, о лечении вывихов плеча: «Во многих вещах врач должен быть опытным, и не менее в массаже, ибо массаж может связать сустав слишком расслабленный и размягчить сустав очень тугой».

Но, пожалуй, особого расцвета достиг массаж в Римской империи, которая, завоевав многие страны, заимствовала их культурные и научные достижения, в том числе и в области лечебной гимнастики и массажа. Особенно широкое применение, как в системе физического воспитания, так и в медицине массаж получил благодаря Асклепиаду, видному римскому врачу I века до нашей эры. Помимо различных движений (ходьбы, бега, езды верхом и т. п.); которые он всем рекомендовал, очень важное значение для жизни организма человека придавал «невидимому дыханию кожи». Он считал, что кожное дыхание (испарение) необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а также более сильными средствами - растираниями, массажем, баней, физическими упражнениями. Асклепиад подразделял массаж на сильный и слабый, сухой и с маслом, кратковременный и продолжительный.

Один из последователей Асклепиада,  Авл Корнелий Цельс приравнивал массаж к особенно благотворно действующим на организм человека методам лечения. В своей книге «О медицине» Цельс посвятил массажу целую главу, рекомендуя его при болезнях печени, суставов и даже при психических заболеваниях.

Выдающийся древнегреческий врач, естествоиспытатель и специалист в области массажа Клавдий Гален, описавший методику поглаживания, растирания и разминания мышц, советовал начинать массаж со слабых растираний, затем постепенно усиливать их и заканчивать легкими приемами. Он настоятельно рекомендовал ежедневные растирания всего тела, предложив для этого следующую весьма интересную методику: «Сняв платье с больного, тело его растирают сукном, затем маслом. Когда кожа, вследствие нежного трения, слегка покраснеет, покрытое маслом тело начинают растирать голой рукой, но не слишком сильно и не слишком слабо, чтобы довести тело до расслабления и изнеможения. Здоровых молодых людей можно растирать сильнее в различных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, поперек и т. д.».

В Древнем Риме массировались все — от императора до раба. Пользовался этой процедурой и Юлий Цезарь. Гален, будучи врачом в школе гладиаторов в Пергаме, лечил массажем и рекомендовал гладиаторам применять самомассаж после тяжелых сражений для лечения травм и восстановления сил. Применение массажа стало одним из непременных элементов физического воспитания воинов. У них были специальные инструкторы, обучавшие приемам массажа.

Как и древние греки, римляне широко применяли массаж перед спортивными соревнованиями и после них.

С падением Римской империи массаж как оздоровительная и лечебная процедура надолго исчез из жизни европейских народов. Тому способствовало распространение на континенте христианства, проповедовавшего умерщвление плоти.

И лишь арабские, тюркские и другие народы, не исповедовавшие христианство, продолжали применять массаж в медицине и в быту. В частности, большой вклад в его развитие внес выдающийся таджикский ученый Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). В одной из книг своего «Канона врачебной науки» в разделе «О массаже для подвинутых в года» (людей пожилого возраста) он писал: «Необходимо, чтобы массаж был умеренным по своему качеству и количеству. Если растирание будет постоянным, то пусть каждый раз производится при помощи грубой ткани или голыми руками. Поистине это полезно для них и предотвращает страдания от болезней органов». Введенные Авиценной термины «подготовительный» (предварительный) и «восстановительный» массаж сохранились в спортивной и лечебной практике и по сей день.

В Турции, Персии, Хиве, Бухаре массажем чаще всего пользовались в общественных банях. Но в странах Востока массаж был весьма своеобразным. Его делали не только руками, но и ногами, обращая особое внимание на то, чтобы в результате этой процедуры суставы приобретали гибкость.

Отведал это экзотическое «угощение» во время путешествия по Кавказу А. С. Пушкин, подробно описавший этот эпизод: «...Персианин ввел меня в бани: горячий железно-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале... Гассан... начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку...) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! После пузыря Гассан отпустил меня в ванну: тем и кончилась церемония».

Развитие массажа получило новый толчок в эпоху Возрождения, подарившую человечеству многих выдающихся естествоиспытателей и медиков. Мигель Сервет открыл круг кровообращения, Андрей Везалий опубликовал в 1543 году работу, где было дано первое обстоятельное изложение анатомии человека. Наконец, английский врач Вильям Гарвей в 1628 году открыл законы кровообращения.

Исследование Гарвея и его последователей показали, что человеческое тело можно рассматривать как сложную машину, в которой нет места для таинственных духов, якобы управляющих всей жизнедеятельностью организма. Именно в те времена в медицине стали практиковаться взвешивание, определение частоты пульса, измерение температуры тела больного. В XVI веке в результате значительных открытий в медицине больше внимания стало уделяться врачебной гимнастике и массажу. В XVIII веке в историю массажа вошли имена таких ученых, как Гоффман, Андре, Тиссо, и других. Тиссо, например, подробно описал методику растираний и их значение для организма. «Растирание есть... врачебное средство, которым мы не можем пренебрегать. Если каждое утро, лежа в постели на спине и приподняв немного согнутые в коленях ноги, растирать себе желудок и живот куском фланели, то этим увеличивается перистальтическое движение во всех кишках брюшной полости…  Если трут все тело, то способствуют испарению и кровообращению. Древние, которые знали всю выгоду растирания, употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их повседневным средством для сохранения здоровья».

Однако, несмотря на некоторое возрождение интереса к массажу, популярность его в те годы как у врачей, так и у населения была весьма невелика и уж никак не сравнима со всеобщим интересом к нему в Древней Греции и Риме. Лишь с XIX века массаж в Европе начал развиваться быстрыми темпами. И тут надо отдать должное основоположнику шведской гимнастической системы П. Г.Лингу (1776—1839 гг.).

Линг был поэтом, имел звание члена Королевской Академии наук в Стокгольме, увлекался изучением древнегреческого искусства. В Копенгагене он познакомился с гимнастикой, фехтованием и массажем, которые стал использовать для лечения застарелой травмы правой руки. По прошествии некоторого времени он ощутил облегчение в больном плече и вообще почувствовал себя лучше. Гимнастика и массаж не только вылечили его, но и заставили глубоко поверить в них как в могущественные средства лечения, и поддержания здоровья. Линг считал массаж составной частью всевозможных видов движения, благотворно влияющих на организм.

Линг изучил всю имеющуюся в то время литературу по гимнастике и по массажу и посвятил свою дальней¬шую жизнь воспитанию молодых в эллинском духе физического совершенствования. При его содействии в 1813 году в Стокгольме был основан Институт гимнастики и массажа.

В 1853 году француз Бонне стал применять массаж как самостоятельное средство лечения суставов. Результаты оказались поразительными. Многие врачи Франции (Шарко, Пидо, Лонде и другие) заинтересовались новым методом лечения. О массаже стали публиковаться статьи и монографии.

В этот же период появились сведения о существовании совершенно оригинальных видов массажа у различных племен, находящихся на первобытной стадии развития. В своем дневнике знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай так описывает массаж туземцев Новой Гвинеи, который он наблюдал во время пребывания там в 1871 —1883 годах: «Девочка подошла ко мне и, схватив обеими руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное ее распоряжение.  Давление перешло в растирание кожи головы двумя пальцами, причем массажистка выдавливала растираемое место насколько могла. Когда правая рука ее устала, она стала делать это левой, причем я заметил, что сила пальцев левой руки ее не уступала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не подумал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны ее руки».

Английский путешественник Превель наблюдал, как делали массаж негры Уганды в Центральной Африке. Этот массаж, по его мнению, походил на пытку, но массируемый после процедуры чувствовал себя прекрасно.

Таким образом, массаж, как определенная лечебная дисциплина, возникал и развивался наряду с другими видами народной медицины во многих странах и у многих племен независимо от уровня их культуры.

«Да, массаж во врачевании во все времена человечества сыграл огромную роль, и люди в знак благодарности должны были бы давно поставить памятник рукам массажиста» — это слова заслуженного деятеля науки профессора Ивана Михайловича Саркизова-Серазини, основоположника советской системы массажа, основателя первой кафедры лечебной физической культуры и спортивного массажа.

Иван Михайлович любил вспоминать об одном случае, который сыграл для него решающую роль в выборе профессии. Рано лишившись родителей, 16-летний Ваня поступил юнгой на парусное судно. Он много путешествовал: побывал в Азии и Америке, не раз плавал вокруг Европы. «Корабль, на котором мы плыли,— вспоминал Саркизов-Серазини,— приближался к берегам Турции. Внезапно заболел повар. Неутомимого шутника и здоровяка трудно было узнать. Боли в позвоночнике не давали ему возможности не только встать с постели, но и шевельнуться. С каждым днем ему становилось все хуже, и никакое лечение судового врача не помогало.

Когда корабль прибыл в Турцию, решено было обратиться к одному местному лекарю, который, по слухам, лечил буквально от всех болезней и исцелял даже тех, кто был в безнадежном состоянии.

...Местный исцелитель велел положить больного на стол. Стол этот был примечателен тем, что состоял из цельного куска дерева и предназначался для осмотра и лечения больных. На него был насыпан обыкновенный песок. Слуга накрыл песок мешковиной, и мы положили на нее нашего больного. Я ощутил, что песок был нестерпимо горяч.

Лекарь раздел больного донага, долго ощупывал, тер и давил на больное место, затем что-то шепнул слуге. Тот насыпал на нашего повара такого же разогретого песка, а я подумал: «Сожжет парня...» Так наш больной лежал минут 10—15. По знаку лекаря слуга смахнул с него песок, а из плетеной корзины стал высыпать на спину больного раскаленные ячменные зерна. Через некоторое время зерна также были ссыпаны, после чего «маг» подошел к больному и погладил его по ногам и спине. В это время был принесен огромный кувшин, куда он опустил обе руки. Когда он их вытащил, на них блестело масло. Масляными руками он стал гладить и растирать повару спину. Тот молчал. «Наверное, заговорил или заколдовал его,—подумал я.— Ведь до спины нельзя было дотронуться, а сейчас он молчит». Потом стал надавливать на спину,— повар издал легкий стон, но лежал и не шевелился. И так в течение получаса он его мял, давил, тер и гладил, постоянно смазывая руки маслом. Окончив «колдовство», вытер спину какой-то мягкой сухой травой. Когда мы помогали больному одеваться, он глядел на искусного исцелителя, и на лице его вместо страдания была благодарная улыбка. Лекарь велел прийти утром на следующий день, а до утра не вставать с постели. Положив больного на носилки, мы унесли его.

На следующий день повар уже мог двигаться самостоятельно. С больным была повторена аналогичная процедура, после которой на судно он шел быстрее и веселее. То же самое было проделано и на третий день, который был в лечении последним. Единственно, о чем я пожалел: мне так хотелось еще раз побывать у лекаря и запомнить все его легкие и быстрые манипуляции...

Вот тут-то я и решил, во что бы ни стало стать таким же «волшебником», каким был местный исцелитель».

Впоследствии И. М. Саркизов-Серазини осуществил свою мечту. Он стал одним из крупнейших специалистов по лечебному и спортивному массажу, и не только в нашей стране,— его книги печатались на многих языках мира. Много знал он массажных и других лечебных «секретов»: как, например, сделать массаж печени, поджелудочной железы или желудка, как и какую медузу использовать при вывихе, растяжении, как настаивать эвкалипт и когда его применять... Ему удавалось составить мази, от которых быстро восстанавливались функции суставов после травм. Им была составлена «чудодейственная» мазь от обморожения. За это он получил благодарность лично от К.Е. Ворошилова и был награжден орденом «Знак Почета»... Вот только жаль, что его жизнь оборвалась внезапно, и он не успел передать людям всего, что знал и умел, а делал он это всегда с большой охотой.

«Новейшая», если можно так сказать, история массажа неотделима от его развития в двух соседних странах — Финляндии и России, а затем в Советском Союзе. Причем Финляндия, может быть, единственная в мире страна, где массаж так же широко вошел в быт народа, как это было некогда в античных странах.

Уже много столетий эта процедура является для финнов таким же народным средством, как у славянских народов обычай стегать себя березовым веником при мытье в бане. О применении финнами массажа поется в героическом эпосе «Калевала».

Благодаря крупным победам на международной арене всемирно известных финских спортсменов во главе с Нурми и Колехмайненом, произошло знакомство Европы и Америки с финским массажем.

В 1920 году на VII Олимпийских играх в Антверпене Пааво Нурми завоевал сразу три золотые и одну серебряную медаль. На вопрос журналистов, что способствовало такому блестящему выступлению, выдающийся бегун ответил: «Массаж и еще раз массаж».

Использование массажа в Финляндии не ограничивается только спортом и медициной. В стране существует широкая сеть массажных кабинетов (самостоятельных и при банях), пользующихся большой популярностью у населения. Финны с удовольствием посещают их, чтобы снять усталость, получить заряд бодрости.

В основе теории и практики массажа в нашей стране лежит своя собственная, советская, система массажа. Не без гордости добавлю, что она получает все большее признание в спортивной, лечебной и гигиенической практике многих стран мира, в том числе и в Финляндии. Она, как и все прочие, создана на глубоком историческом фундаменте. Испокон веков славяне, живущие в суровых климатических условиях, парились в банях. При этом они «для пущего жара» хлестали друг друга или сами себя вениками. Такое похлестывание и было не чем иным, как разновидностью массажа. Этот способ париться был настолько распространен среди древнерусских племен, что банный березовый веник приобрел определенную ценность и стал одним из предметов, которым производилась натуральная оплата. Древний славянский обычай париться с веником сохранился до нынешних дней.

Еще задолго до появления известной шведской системы массажа русский ученый М. Я. Мудров активно пропагандировал растирание и поглаживание. После разработки физиологии массажа, когда появилась определенная система приемов, его стали применять в терапевтических и хирургических клиниках, в косметических кабинетах. О массаже и гимнастике, об их большом профилактическом значении много писали С. Г. Забелин, Н. Ф. Филатов и другие ученые.

Наконец, самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа до революции принадлежит русскому ученому приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. 3.Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа. А вышедшая в 1882 году его работа «Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых людей» стала «азбукой» для специалистов в этой области.

Можно ли говорить о популярности массажа в дореволюционной России? Пожалуй, да, но с оговоркой: позволить себе принимать эту процедуру могли лишь состоятельные люди.

К концу XIX века массаж проник и в спорт. И. М. Саркизов-Серазини рассказывал, к примеру, что петербургский спортсмен А. Н. Панин-Коломенкин, которого он знал лично, перед соревнованиями по фигурному катанию в Амстердаме в 1888 году приглашал массажиста, чтобы подготовиться к состязаниям. А несколько позднее в Вене массаж, как считал сам спортсмен, помог ему стать чемпионом мира.

После Октябрьской революции, когда Советское государство приняло на себя все заботы о здоровье своих граждан, массаж стал доступен широким массам. Он применяется в больницах, поликлиниках, амбулаториях, на курортах и в санаториях. Советские ученые внесли много нового в физиологию массажа, особенно А. Е. Щербак, А. Р. Кричинский, А. Ф. Вербов, И. М. Саркизов-Серазини, В. Е. Васильева, В. К- Стасенков. Большую роль в развитии массажа сыграло его распространение среди физкультурников и спортсменов.

В 1922 году И. М. Саркизов-Серазини организовал при Государственном Центральном институте физкультуры курсы по спортивному, гигиеническому и лечебному массажу. Они стали настоящей школой подготовки высококвалифицированных мастеров массажа. Преподавали в ней такие известные специалисты, как И. М. Саркизов-Серазини, В. Стасенков, В. Дубровин, Л. Полежаев. Большую практическую помощь в преподавании оказал приехавший из Финляндии и принявший советское подданство П. Канерва, специалист по финской системе массажа, цирковой акробат и спортсмен.

Саркизовская школа существует и по сей день. Ее выпускники работают с космонавтами, со сборными командами СССР, в Большом театре, в ансамблях И. А. Моисеева, «Березка», в больницах и поликлиниках, санаториях и домах отдыха. Частые гости школы — зарубежные специалисты, приезжающие обучаться, перенимать опыт.

С самого начала Великой Отечественной войны массаж пришел в многочисленные госпитали, где помогал залечивать бойцам раны, восстанавливать мышечную силу, выносливость. Подчас с его помощью удавалось ставить на ноги совсем, казалось бы, безнадежных раненых. Видный советский специалист по лечебной физкультуре А. Н. Транквиллитати, начав применять в одном из госпиталей массаж и движения, добилась того, что 87% ее больных возвращались в строй. До этого же полное восстановление функций поврежденных конечностей отмечалось в госпитале только у 3% раненых.

И снова я возвращаюсь к спорту, который без массажа трудно сегодня представить: ведь массаж стал важным «аргументом» в спортивном споре и на гимнастическом помосте, и на беговой дорожке. Дадим слово чемпионам...

Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Юрий Власов: «К сожалению, у нас массажем пользуются только мастера, и то в крупных спортивных центрах. А ведь это важный элемент спортивной культуры, предупреждающий травмы, сокращающий время необходимого отдыха, лечащий поврежденные суставы».

Олимпийский чемпион по борьбе Александр Иваницкий: «Массаж - это великое средство и в подготовке (во время тренировочного процесса), и перед выходом на ковер. Особенно он помогает после тяжелой схватки, когда сил хватает только на то, чтобы уйти с ковра, а через два-четыре часа предстоит еще один поединок, не менее трудный и ответственный, чем только что закончившийся. Вот здесь-то массаж и помогает восстановиться, настроиться на новый бой. Считаю, что 50% побед были мною одержаны благодаря массажу... Уже прошло много лет, как я оставил большой спорт, но массаж и сейчас помогает мне без устали трудиться и поддерживать прежнюю форму».

Нередко массаж помогает быстро вернуть в строй травмированного атлета.

Массаж помогает восстанавливать силы, дарит бодрость и хорошее настроение людям самых разных профессий. Рабочие и артисты, научные сотрудники и литераторы, врачи и космонавты не раз убеждались в его благотворном влиянии на организм. Вот, например, что говорил об этом Юрий Алексеевич Гагарин: «Массаж! И кто только его придумал! Приходишь усталый, вялый, а помассируешься — будто заново родился, можешь выполнять любую работу».

Такого же мнения о массаже придерживаются и коллеги Гагарина—А. Леонов, А. Николаев, Г. Сарафанов и другие.

Хирург, академик В. С. Савельев утверждает: «Пока я не знаю более эффективных средств, чем массаж и баня, которые могли бы в короткий срок снять усталость и напряжение после сложной пятичасовой операции».

«Массаж крайне необходим артистам балета,— говорит народная артистка СССР Майя Плисецкая.— Чем регулярней я массируюсь, тем легче управляю своим телом, точнее выполняю сложные элементы».

Массаж. Его история — это история здоровья, силы, красоты.

(Выдержки из книги «Самомассаж»)          А.А.Бирюков 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

6 229 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Thanx: